Каталог
 14 июня 2018 

Употребление бетеля в Китае

На Хайнане повсеместно можно увидеть кровавые пятна на тротуарах и пешеходных дорожках. На первый взгляд зрелище шокирует и наводит на мысль о криминальной составляющей! Но... для посвящённых - это всего лишь последствия повального употребления стимулирующей жевательной массы под названием Бинлан. На материковом Китае Бинлан под запретом, но на островах он легален, как дань многовековой традиции его употребления. Б Бинлан ( в Китае) или Бетель — жевательная масса, широко применяемая населением Юго-Восточной Азии. Для приготовления бетеля берут свежий лист перца бетеля — Piper betle L. (сем. перцовых — Piperaceae), на него помещают тонко нарезанные ломтики семян пальмы ареки (катеху), дубильный экстракт катеху, или гамбир, и известь. Все заворачивают в лист, кладут за щеку и медленно жуют. При длительном применении губы окрашиваются в ярко-красный цвет, а зубы темнеют. Оказывает стимулирующее и противоглистное действие. Используется не менее 2500 лет, он популярен в Индии, Южной Азии, Китае, Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии. Есть ссылки на него в древних санскритских текстах.

На Хайнане Бинлан можно купить повсеместно. Чаще всего его продают старушки или продавцы фруктов. За 5 юаней вы получите 3 ореха разделённых на пополам и 6 свернутых листов бетеля помазанных известью. Достаточно вложить половинку ореха в листок и положить в рот. Разжевывание происходит легко. В процессе ощущается пощипывание в ротовой полости и сильное выделение слюны. При сплёвывание вы увидите, как ярко окрашивается слюна из-за содержания пигментов в орехе. Жевание происходит от 15 мин и более. Эффекты начинаются постепенно - с повышения температуры тела и лёгкой дезориентации. Наступает ощущение мягкой эйфории.

Классический бетель состоит из трех растительных компонентов (плоды пальмы Арека, листья бетеля, акация катеху (Acacia catechu) и гамбир (Uncaria gambir)) и негашеной извести. Главным, являются отнюдь не листья бетеля, а плоды пальмы Арека (Areca catechu). Именно ареалом этого растения определяется география традиции жевания бетеля. Именно этот компонент жвачки определяет ее основные свойства.

На Хайнане распространен другой вариант: плоды пальмы Арека, листья бетеля и известь.

Арековая пальма выращивается преимущественно в субэкваториальной и экваториальной зонах западного полушария и в диком состоянии неизвестна. Ее плоды в принципе съедобны, хотя и обладают, непривычным для европейцев, сильно вяжущим вкусом. Плоды содержат алкалоиды - ареколин, арекаидин, гувацин и куваколин. Смесь алкалоидов определяет психотропные свойства жвачки, кроме того ареколин является мощным природным антигильминтиком (применяется как в традиционной так и в современной официальной медицине). Плоды ареки содержат также дубильные и красящие вещества. Кроме компонента бетеля, плоды ареки используются в традиционной медицине и ветеринарии как эффективное лекарство при кожных заболевания грибкового и протозойного происхождения, как вяжущее средство и для крашения тканей в красный черный цвета. При жевании бетеля плоды ареки оказывают легкое анестетическое действие на слизистую рта и глотки, вызывают усиленное слюноотделение, при этом слюна окрашивается в кроваво-красный цвет. При длительном употреблении жвачки, губы, необратимо прокрашиваются в красный цвет а зубы в черный или бурый, что часто можно видеть у старых хайнанаьцев, особенно в сельской местности.

О происхождении трех основных составляющих бетельной жвачки, извести, арековой пальмы, и бетеля, а также самой традиции, на Хайнане существует очень поэтичная легенда.

Жили два брата - старший Асу и младший Алу. Как-то, узнав, что в одном из дольних селении живет великий мудрец, они решили пойти к нему в ученики. В доме мудреца они прожили несколько лет, и обучились многому, а перед возвращением домой, старший из братьев женился на дочери учителя, которую звали Мони. Однако с тех пор отношения между братьями стали портиться, и чтобы не мешать супругам, Алу однажды ушел из дома. Как-то, устав в пути, он присел отдохнуть на берегу реки, но тут появился огромный демон - хозяин этого места. Он превратил потревожившего его покой человека в белоснежный камень. Тем временем, Асу, обнаруживший исчезновение брата, и понявший свою вину, отправился на поиски. Он дошел до того же места, и присел отдохнуть, облокотившись о белый камень. Снова появился демон и хотел убить Асу. Но молодой человек, извинившись за доставленное беспокойство, стал просить демона помочь найти младшего брата. Великан рассмеялся и сказал, что не только скажет где Алу, но и поможет им больше никогда не расставаться. С этими словами он превратил Асу в стройную пальму. Через какое-то время, оставшаяся одна Мони, так и не дождавшаяся мужа, решила его искать. И снова она оказалась на том же месте где, останавливались братья. Как только женщина остановилась возле камня и пальмы, появился демон. Мони рассказала ему свою историю, а великан со смехом превратил ее в лиану-бетель, которая обвилась вокруг пальмы. Через несколько лет рядом с этим местом проезжал вождь племени. Увидев пальму, увитую нежной лианой и белоснежный камень, он был поражен их красотой. Он стал расспрашивать людей об этом месте, и один из крестьян, рассказал ему историю об Асу, Мони и Алу. Думая об этих событиях, вождь машинально растирал на камне лист бетеля, и плод ареки, однако, уходя, он решил смыть их с камня, и плеснул на них рисовым вином. Неожиданно из смеси потекла кровь. Вождь постановил приносить листья бетеля, плоды арековой пальмы и кусочки извести по торжественным случаям, а вскоре возникла и традиция жевать эту смесь.

 

 

Комментариев пока нет.