Каталог
Телеграм... пользователей
 12 сентября 2018 

Русские археологи раскрыли загадку напитка Сомы

Одним из самых загадочных одурманивающих напитков в истории является Сома - напиток ритуального значения для древних иранцев. По преданию Сома должна была принести бессмертие, а двух ведущих богов Индру и Агни всегда изображали, как поглощающих Сому в обильных количествах.

Потребление Сомы обычными людьми засвидетельствовано в ведическом гимнах  РигВеды, которые были составлены ​​более 5000 лет назад, в тексте гимнов говорится: «Мы пили сому, мы стали бессмертными, мы пришли к свету, мы нашли богов» . Иранцы называют этот напиток Хоамой в священной Авесте.

Хотя потомки древних индусов и зороастрийцев продолжают выполнять свои вековые ритуалы, информация о растении, из которого была добыта или ферментирована Сома, была потеряна. За последние 200 лет был выдвинут ряд кандидатов, включая каннабис, ревень, женьшень, опиум и дикий цикорий.

Переводчик и крупнейший знаток «Ригведы» Т. Я. Елизаренкова писала: «Судя по гимнам РигВеды, Сома была не только стимулирующим, но и галлюциногенным растением. Сказать что-либо более определенное трудно не только потому, что ни один из предлагаемых на роль Сомы кандидатов не удовлетворяет по всем параметрам, а соответствует описаниям Сомы в гимнах лишь частично, но, главным образом, и потому, что язык и стиль РВ как архаичного культового памятника, отражающего поэтические особенности “индоевропейской поэтической речи” служат серьезным препятствием для идентификации Сомы». Прекрасно понимая, что в этом вопросе возможности письменного источника исчерпаны Татьяна Яковлевна считала, что ответа остается ждать от археологов: «от их находок на территории северо-западной Индии, Афганистана и Пакистана (а не в далекой Средней Азии)»

Русские археологи, возможно, решили загадку священного напитка, обнаружив в 2009 году в глубокой погребальной камере в горах Ноин-Улы на севере Монголии  расшитые узором шерстяные ткани, относящиеся к 2000 году до н. э. Хотя работа археологов еще не завершена, первые восстановленные фрагменты выявили некоторые потрясающие факты. Обломки ткани были частью ковра, состоящего из нескольких элементов темно-красной шерстяной ткани. Этот артефакт совершил большое путешествие – по данным ученых, ткань была изготовлена в Сирии или Палестине, вышита в северо-западной Индии и в конце оказалась в Монголии. 

Наталья Полосьмак, главный научный сотрудник СО РАН, пишет : «Нахождение этого артефакта - это чистая удача; его удивительно хорошее состояние - это почти чудо. Как он появился в могиле человека, для которого он не предназначался, долго, если не навсегда, останется загадкой ». То, что вышитое полотнище попало в могилу хунну – это сюрпризы так называемого Шелкового пути – сети торговых маршрутов, проходящих через всю Евразию. Судя по китайским хроникам, в ханьском Китае высоко ценились завесы и покрывала из Северной Индии.

Вышивка изображает древнюю зороастрийскую церемонию, сосредоточенную вокруг гриба. В середине композиции слева от алтаря находится король или священник, который одет в шикарный длинный вышитый кафтан. Он сосредоточен на грибе в руках.

Н. Полосьмак говорит, что «божественный гриб» похож на известный психоактивный вид psilocybe cubensis,  в котором содержится уникальный стимулятор нервной системы псилоцибин.

История ковра

По словам Полосьмак, мужчины, изображенные на ковре, являются либо индо-скифскими (сакскими), либо индо-парфянскими. Они совершают ритуал, который указывает на то, что они признают форму зороастризма - доказательством этого является символ Ахура Мазды, бог иранцев, представленный священным жертвенником огня.

Гриб, который царь (или священник) держит в руках, может быть приношение огню или его можно освятить огнем, прежде чем использовать его для изготовления священного напитка.

Далее Полосьмак поясняет: «Чтобы добраться до сути действа, разворачивающегося перед нами, мы должны обратить внимание на такие, казалось бы, незначительные детали, как изображения пчел и бабочек, разбросанных по всей ткани. Эти насекомые - самые древние символы поклонения и имели значения, очень отличающиеся от настоящего.

Пчела была символом меда, Индры, Вишну и Кришны. Атхарва Веда - четвертая и последняя Веда - сравнивает духовное преследование с медообразованием. Антисептические свойства мёда сделали его важным элементом, сохраняющим в свежести многие продукты питания. В Мексике, например, мед уже давно используется для сохранения грибов, содержащих псилоцибин.

В греческой мифологии бабочка олицетворяла богиню души, Психею. Греческое слово psyche означает как душу, так и бабочку. В изобразительном искусстве душа часто изображалась как бабочка, либо вылетающая из погребального огня, либо отправляющаяся в Аид. Слово душа часто означает «божественный огонь».

«Бабочки и пчелы, изображенные на фоне холста, возможно, символизировали царство душ -«Другой мир »- мир предков, куда попадали люди, вкусившие священные грибы», - говорит Полосьмак.

 

Комментариев пока нет.

 

Сад Гекаты