Танцы с предками: традиционное использование Ибоги
В начале 19-го века африканское племя Банту из Габона подверглось религиозному преследованию. Французские христианские миссионеры в Западной Африке пытались уничтожить традиционные системы верований; чтобы сохранить свою культурную самобытность, Банту скрылись глубоко в джунглях. Здесь Банту нашли племена пигмеев, которые поделились секретом, который навсегда изменил людей Банту – они открыли им ритуальное использование местного растения Ибоги, небольшого деревца под ботаническим названием Tabernanthe iboga. Из этой культурной основы пигмеев и христианских миссионеров родилась современная религия Бвити, своеобразный микс верований, церемониального использования Ибоги и собственных культурных традиций. Банту считают, что если в церкви говорят о Боге, то с ибогой ты живешь Богом. В новом выпуске подкаста я расскажу вам о священном растении Ибоге, ее яркой истории вышедшей из темных, таинственных джунглей Западной и Центральной Африки в яркий свет современной медицины.
Напоминаем вам, что аудиозапись данной статьи вы может прослушать в нашем подкасте на сайте ethnobotany.online, либо в популярных приложениях подкастов: Google podcast, Apple podcast, Яндекс-музыка и т.д.
Легенда о происхождении Ибоги, известна как "История аль Мума": Bandzioku из племени пигмеев потеряла своего мужа во время сбора фруктов в лесу. Он упал с дерева и разбился, но его тело не смогли отыскать. Убитая горем жена вернулась в деревню и по закону племени вышла замуж за брата мужа. Позднее она пошла ловить рыбу и расставила сети для ее поимки. После проверки сетей она обнаружила в них человеческие кости, принадлежащие ее первому мужу. Она вынесла кости на берег. Вдруг появилось животное, которое подобрало кости и направилось вглубь джунглей. Женщина шла вслед за животным, пока не оказалась возле пещеры Kakonangonda. Из пещеры доносились голоса духов - Bandzioku, ты хочешь увидеть нас? Да, -ответила женщина. Тогда духи накормили ее корнем растения, произрастающего в углу пещеры...Это была Ибога. Отведав корень Ибоги она увидела души мертвых, в числе которых был ее первый муж. Перед тем как вернуться в деревню духи взяли с нее обещание о периодическом подношении для них.На следующий день она собрала продовольствие и отнесла его духам. Так она поступала несколько дней. Но ее муж заметил частые уходы жены и решил за ней проследить.В следующий раз когда она принесла подношения к пещере, духи неистово закричали -"Мума,Мума!"(что говорило о том, что рядом непосвященный) .Она стала убеждать духов, что пришла одна, но обернувшись увидела за деревом мужа. Муж подошел к ней и спросил с кем она разговаривает. Тогда женщина дала попробывать ему корень Ибоги. И муж тоже стал видеть духов, в том числе и своего мертвого брата. В этот момент духи попросили человека дать окандзо, обязательное ценное приношение; он дал им то, что имел при себе. Духи отклонили его приношение, и у него не было другого выбора, кроме как предложить свою жену. Таким образом Бандзиоку была принесена в жертву. Человек взял ибогу в деревню и построил в честь дерева первый храм.
Корни ибоги и трансцендентные переживания, которые они вызывают, лежат в основе религии Бвити. Практикующие Бвити утверждают, что использование ибоги дает им беспрецедентный доступ и понимание основных принципов религии, таких как сотворение мира, рождение, смерть и воскресение. Использование ибоги - это путь к гнозису, прямому мистическому опыту.
Впервые человек знакомится с Ибогой в случае посвящения в культ Бвити. В таком случае ему предлагают употребить большую дозу Ибоги, отличающуюся от традиционной нормы. Это приводит к тому, что инициируемый впадает в транс и его сознание переносится в мистические миры, в которых он получает посвящение от Богов. Ритуал посвящения начинается с исповеди в своих грехах. В случае сокрытия грехов или лжи, мистическое путешествие может не состоятся. А если кандидат на посвящение утаил убийство человека, то Ибога накажет его мучительной смертью. Церемония посвящения достаточно длительная и может занимать около трех дней, в ходе которых ученик постепенно употребляет части корня Ибоги. Все это время он лежит на полу в храме и за ним присматривают ритуальные "отец" и "мать". Помимо "родителей" присутствуют другие члены сообщества, они будут сопровождать своего будущего брата в его долгом путешествии. В течение этих ночей любой из участников может также употреблять iboga. Сознание новичка претерпевает интенсивные изменения, становясь более отделенным от окружающей его действительности. Обычно в течение третьей ночи один из участников должен оказать болевое воздействие на тело ученика, чтобы гарантировать его разобщенность с внешним миром. Если он не реагирует, подразумевается, что он подвергается кульминационному моменту опыта. Этот момент являет собой диалог посвящаемого с Богом. Во время видений новичок преодолевает долгие путешествия к земле мертвых, которые служат посредниками с божественным началом. Он может также столкнуться со своими предками или другими людьми, известными ему. Галлюцинации, сопровождающие ученика во время путешествия полны глубокого символического значения; мир джунглей с его деревьями, растениями, и животными действует как экспериментальное и образное основание для видений. Священная сущность, которая встретится во время путешествия должна сообщить ученику его новое, посвященное имя. После трех дней ритуала один из участников должен помочь ученику проснуться. Бывают случаи когда ученик умирает во время ритуала, по мнению жреца, это свидетельствует о скверных мыслях и не смытых грехах испытуемого перед мистическим путешествием. После инициирования ученика нарекают банджи. Крещение посредством ибоги, равно как и католическое крещение может проходить в любом возрасте.
Еженедельные массовые церемонии, называемые нгозе, происходят каждую ночь с субботы на воскресенье. На этих церемониях люди племени пируют, танцуют и наслаждаются состоянием общего блаженства, которое в переводе звучит как «только одно сердце». Эти церемонии включают живую музыку, цветные костюмы и сложные хореографические танцы, которые очень энергичны и исполняются в течение длительных периодов времени. Небольшие, умеренные дозы ибоги на этих церемониях выступают в качестве причастия с целью более легкого вхождения в состояние общей радости и духовного общении, в то же время, как в случае с ритуалом посвящения, не погружая людей в глубины переживания, где можно потерять связь с реальностью.
Ибога представляет собой небольшой кустарник до 2 метров высотой, распространенный в низинных тропических лесах бассейна реки Конго. Ибога на местных языках означает «лечение». Она также известна как «Древо жизни», «Божий лист» и «Горькая трава». Кустарник имеет темно-зеленые узкие листья и гроздья белых трубчатых цветков, созревающих в желто-оранжевые плоды, напоминающие большие оливки. В местной классификации Tabernanthe iboga делится на два типа, которые различаются по форме плодов: мужская ибога с удлиненными плодами и женская ибога с шаровидными или круглыми плодами. Растение считается «зрелым» для употребления через четыре года. К сожалению, из за возросшего спроса на кустарник и постоянной вырубки, в настоящее время растение редко можно встретить в дикой природе.
В 2000 году ибога была объявлена национальным достоянием Республики Габон. Подобно аяхуаске в Перу , ибога пользуется защитой и официальным признанием в качестве «культурного наследия» Габона.
Одним из активных веществ, найденных в корне Ибоги, является индольный алкалоид – Ибогаин. В научных отчетах сообщается о том, что ибогаин позволяет вновь пережить ранние воспоминания, прежде всего в визуальной модальности, но без эмоционального оттенка, таким образом, разрешая человеку проникнуть в самую суть понимания вещей. При употреблении ибоги наиболее часты воспоминания о детстве, осознаются свои недостатки, последствия своих действий, сложные взаимодействия в мире. Некоторые встречают гидов, ангелов, духовных существ. Другим хочется стоять у границы между жизнью и смертью, и они могут слышать, как сердцебиение ослабевает, а электрические импульсы затухают в мозгу. Кто-то может чувствовать пронзительное присутствие другого мира, существование которого было за пределами нашего понимания. Этот опыт настолько силен, что вряд ли кто-то захочет его повторить - единственное желание - это безопасное возвращение к жизни. Последователи культа Бвити считают, что таким образом Бог говорит им, что они принадлежат ему.
Ибогаин наряду с остальными галлюциногенами не вызывает привыкания - как на психологическом, так и на физическом уровне. Поэтому в 1993 году было предложено отнести его к ряду веществ под общим названием - нейрогеники, вызывающих "сон наяву". Перед употреблением Ибоги, счищают кору с корня кустарника, а затем сушат ее и растирают в порошок, который можно проглотить или заварить в форме отвара. В малых дозах Ибога используется в качестве стимулятора для поддержания уровня энергии. В более высоких дозах она становится сильным галлюциногеном и может использоваться терапевтически для лечения зависимости.
Доктор Клаудио Наранхо, чилийский психиатр, был первым ученым, изучившим потенциальные психотерапевтические эффекты ибогаина. В 1960 году Наранхо проводил ряд исследований с 30 пациентами, использующих дозы в 4-5 мг/кг, в которых он обнаружил, что у ибогаина была способность облегчать внутриличностные конфликты. Эта особенность подтвердила, ранее обоснованное мнение по поводу осознания сути воспоминаний. Наранхо выявил, что ибогаин позволил его пациентам рассмотреть свой опыт прошлого в объективном понимании и таким образом, разобраться в личностных проблемах. В то время как доктор Наранхо проводил свои эксперименты, неожиданно начали выявляться новые эффекты ибогаина.
В 1962 году Говард Лотсоф, наркоман, длительно употреблявший героин, решил попробовать принять 500 мг ибогаина, которые предложил ему друг для предотвращения эффекта ломки. На следующее утро он проснулся с необычайным ощущением того, что он больше не нуждается в героине. В дальнейшем он полностью отказался от наркотиков и посвятил себя научным исследованиям ибогаина. В 1986 году он получил патент на ибогаин в капсулах и начал работу с европейскими психиатрами и врачами для лечения кокаиновой и опиоидной зависимости с помощью ибогаина.
По современным исследованиям сообщается, что ибога устраняет тягу к наркотикам и восстанавливает ощущение цельности всего за одну процедуру. Почему же ибогаин запрещен в США и ряде стран Европы, в то время когда мир находится во власти смертоносной опиоидной эпидемии – вызванной не только наркотиками, но и в большей степени рецептурным лечением, которая ежедневно уносит из жизни более 200 человек.
Первая причина кроется в том, что затраты на исследования и внедрение новых лекарств слишком высоки для независимых исследовательских центров, университетов или небольших фармацевтических компаний. В то же время связи между политиками, фармацевтическими, табачными и алкогольными компаниями, слишком сильны и не следует ожидать, что эффективные лекарства от зависимостей будут созданы в лабораториях крупных фармацевтических компаний. Компании также понимают, что ибогаин никогда не будет приносить огромных прибылей, ведь его не принимают регулярно в качестве поддерживающей терапии.
Вторая причина связана с тем, что есть неизученные риски, связанные с воздействием ибогаина на сердечно-сосудистую систему, способные привести к смерти пациента. Африканские ученые в этом случае указывают на защитный эффект религиозного ритуала: мозг находится под влиянием музыки соответствующего вибрато, транса, танца и движения. Таким образом, сердце может быть защищено от внезапного стресса. В Габоне считается, что критическая фаза длится 3 дня - в это время рекомендуется избегать стрессовых ситуаций. В этот период считается, что пациент может умереть из-за чрезмерно живого воображения, отсутствия мотивации к жизни, чувства отчаяния и одиночества, депрессии и, конечно же, страха. В опасной для жизни ситуации люди и животные имеют два выхода: бороться или бежать и притвориться мёртвым, чтобы обмануть врага. Мозг в такие моменты приказывает телу оцепенеть, чтобы уменьшить частоту дыхания и обмен веществ. Этот эффект может наблюдаться часто среди младенцев. Видимо ибогаин в больших дозах запускает те же химические механизмы и как бы фальсифицирует смерть. Традиционные целители устраняют этот риск, изолируя пациента от источника стресса, создавая у пациента спокойное настроение с помощью музыки и гипноза.
В настоящее время лечение ибогаином обычно состоит из 3 этапов. На начальном этапе появляются эффекты приема ибогаина, первые изображения и воспоминания. Эти эффекты длятся несколько часов. Второй этап длится до 20 часов и описывается как путешествие по всей жизни, 20 лет психоанализа за один день. Воспоминания появляются только тогда, когда глаза закрыты, и эти видения напоминают сон, так как ибогаин все же не является типичным галлюциногеном. На последнем и наиболее важном этапе жизнь медленно возвращается к своему обычному течению; это может длиться до нескольких дней. Интеграция полученной информации может длиться до нескольких недель. На этом заключительном этапе пациенты обычно получают особенно важную информацию и ответы. Некоторые ученые воспринимают ибогаин как сенсационное лекарство для психотерапии.
Мы все рождены с предрасположенностью к наркомании, поскольку наркомания - это стратегия выживания, заложенная глубоко в нашем мозгу. Причем наркомания, это не только сильные наркотики, способные нанести стремительный вред, но и многие, принятые в нашем обществе вещи, – курение, алкоголь, кофе, от которых мы не можем отказаться, но где то внутри знаем, что они разрушают нашу жизнь. Наш мозг через эти вещи хочет подтолкнуть нас к естественным наградам и ощущению благополучия. Это ключ ко всем зависимостям.
Ибога – как духовный учитель, может позволить человеку избавиться от своих разрушительных привычек, чтобы он мог возродиться с гораздо более сосредоточенным и здоровым взглядом на жизнь.
Комментариев пока нет.