Бусы Бодхи
В буддизме слово "Бодхи “означает” пробуждение" и было транслитерировано, как Pu ti Zi на китайском языке. Первоначально бусы Бодхи использовались Буддистами в качестве молитвенного инструмента для подсчета количества молитв, повторяемых при чтении мантры (подобно другим молитвенным бусам, используемым другими мировыми религиями). В наше время, покупатели приобретают бусы в качестве украшений, для своих коллекций или подарков друзьям. В результате ажиотажа на рынке, цена бус Бодхи поднялась довольно быстро, в особенности для редких и антикварных вариантов.
Развитие китайской культуры “Вэнь-Ван” (предметы с культурной, религиозной символикой) началась во времена династии Хань (200 до н. э.) и достигла расцвета во времена династий Мин и Цин (1368-1644). Именно в это время люди начали посещать рынки “Вэнь-Ван”, чтобы приобрести такие предметы, как “грецкие орехи для массажа”, резьбу из оливкового дерева и другие экспонаты из ценной древесины. С тех пор на рынках появился новый тип ручного ремесла ” Wen-wan “под названием” bodhi bead - бусы Бодхи“, который становится все более популярным благодаря своим истокам неразрывно связанным, как с” Wen-wan", так и с буддийской культурой. Бусины изготавливают с использованием семян или плодов разных растений, а также путем применения различных методов обработки древесины.
Самые популярные растения для бусин Бодхи имеют долгую историю и религиозное значение. Большинство растений можно использовать в качестве лекарств или продуктов питания. Семена Бодхи исторически использовались в других странах для изготовления украшений, особенно семена семейства бобовых. Многие факторы помогли сформировать культуру Бодхи в Китае, но ее основа была заложена в индийской культуре.
Семена яркие, долговечные и легкодоступные, поэтому люди просверливали в них отверстия и нанизывали на нити, делая ожерелья и браслеты в течение тысяч лет. Кроме того, из-за разнообразия лекарственных и пищевых свойств растений и деревьев люди высоко ценят эти виды растительности. Некоторые люди наделяют бусины конкретным сакральным смыслом для предотвращения катастрофы, развития мудрости, успокоения и расслабления.
На китайском Pu Ti означает дерево Бодхи (Ficus religiosa), а Zi означает семена; но бусины Бодхи не делают из семян дерева Бодхи (Ficus religiosa). Название Pu Ti Zi впервые появилось в раннем медицинском тексте «Compendium of Materia Medica», в котором говорилось о семенах Coix lacryma-jobi. Кроме того, семена Sapindus delavayi и Sapindus tomentosus назывались Pu Ti Zi или «семена Бодхи» в Юньнани. В наше время «семена Бодхи» не относятся к какому-либо конкретному растению, а вместо этого относятся в основном к семенам и плодам различных растений, используемых для изготовления молитвенных бусин.
В последнее время растет интерес к коммерческой ценности бусин Бодхи, и в Китае появилось много книг о культуре бусин Бодхи. Хотя в книгах и связанных с ними материалах основное внимание уделяется значению каждого вида Бодхи-бусин, почти все публикации игнорируют вопрос о том, какое растение или растения являются основой бус Бодхи. Бусины обычно описывались как «семена редких растений», и это описание способствовало убеждению, что ценность бусин Бодхи связана с дефицитом их источников, а не с их эстетической и культурной ценностью. Чтобы помочь исправить это недоразумение китайскими этноботаниками в 2014 году были проведены исследования растительных источников «семян Бодхи» или Pu Ti Zi.
Китайские названия большинства бусин Бодхи соответствуют морфологическим характеристикам семян; например, бусы под названием «Луна и звезды» обычно имеют поверхность цвета слоновой кости с небольшими отверстиями (луны) и крошечными черными точками (звездами). Семена Caesalpinia bonduc являются сероватыми, блестящими, яйцевидными до шаровидных и похожими на луну; поэтому название соответствующих бус Бодхи - «Семя Луны». Наиболее часто встречаются четыре типа бус Бодхи (не менее 50%), среди них «Кинг-Конг» (рудракша), «Луна и звезды» (семена лотоса), «Корень Бодхи» и «Глаз Феникса» (семена бодхи)
Рудракша
Наиболее распространенные бусы Бодхи «Кинг-Конг» сделаны из плодов Elaeocarpus angustifolius. «Двухбороздчатый Кинг-Конг» сделан из плодов Elaeocarpus hainanensis. Растения Elaeocarpus распространены на Хайнане, Юньнани, Гуанси, Тибете Китая и других частях Азии, включая Непал, Бутан, Индию, Индонезию и низменности Гималаев. «Кинг-Конг», возможно, был самой ранней формой молитвенной бусины в Индии, названной «Рудракша» на местном языке, что означает «глаз Шивы». Для рудракши важны борозды твердого эндокарпия плодов. Различные числа борозд имеют разные значения. Шероховатая поверхность символизирует суровую, аскетичный жизнь, ожидаемую от последователей . Наиболее распространены бусины с количеством борозд от 5 до 14, в то время как иное количество встречается редко.
Семена лотоса
«Луна и звезды» - очень популярная и традиционная форма бус Бодхи в китайском буддизме. В основе лежат семена Daemonorops jenkinsiana. Название «Луна и звезды» означает маленькие отверстия (луны) и крошечные черные точки (звезды), покрывающие поверхность семени. Этот вид в основном распространен на юге Китая, Индии, Непала, Бутана и Бангладеше. В отличие от "Кинг-Конга" считается, что этот тип бус Бодхи, вероятно, происходит от родной китайской буддийской культуры.
Корень Бодхи
Семена Corypha umbraculifera используются для изготовления бус «Корень бодхи». Этот вид является родным для Индии и Шри-Ланки. В Индии его также называют «растительной слоновой костью». Растение также представляет собой традиционный пергамент для вырезания буддийских сутр, потому что листья являются гибкими и мягкими при сушке. В связи с распространением буддизма в Китае C.umbraculifera выращивали в храмовых садах в Сишуанбаньне провинции Юньнань в Китае, и более 50 000 томов буддийских сутр, вырезанных на листьях, до сих пор хранится там. Кроме того, на его листьях были написаны древние книги и письма стран Юго-Восточной Азии. Поэтому C.umbraculifera считается одним из культовых буддийских растений в Азии.
Семена Бодхи
«Глаз Феникса» и «Маленький Глаз Феникса» сделаны из плодов Ziziphus abyssinica и Ziziphus jujuba var. spinosa, соответственно. Название «Глаз Феникса» относится к форме, подобной глазу, которая появляется на твердой оболочке семени. Z. abyssinica является родным растением для Индии и не культивируется в Китае. Оба были использованы для изготовления украшений в Индии. Ziziphus упоминается неоднократно в Рамаяне и Махабхарате. Дерево и плоды этого рода имеют большое значение в традиционной культуре Индии. Деревья jujuba - одно из немногих священных деревьев сикхов в Индии..
Комментариев пока нет.